Императорский фарфор у вас дома: лучшее от ИФЗ

555 Рубрика: Бренды и производители

Каждое изделие Императорского фарфорового завода — это отражение богатой истории, утончённого вкуса и императорского величия. За узнаваемым клеймом с двуглавым орлом — почти три века преемственности, когда мастерство передавалось из поколения в поколение, а уважение к традиции становилось фундаментом нового.

Основанное в эпоху правления Елизаветы Петровны, предприятие прошло путь от поставщика двора до символа высокого фарфорового искусства, сумев сохранить свою индивидуальность и качество в самых разных исторических контекстах. Сегодня ИФЗ продолжает развивать наследие, предлагая коллекции, в которых гармонично сочетаются классическая форма, современное прочтение и верность традиции.

Связь времен и поколений

Фарфоровое производство зародилось в нашей стране при императрице Елизавете Петровне. В 1744 году открылась «Невская порцелиновая мануфактура», которая стала одной из первых в Европе, где начали производить настоящий фарфор. Поначалу там выпускали небольшие предметы обихода, вроде табакерок, вставок для брошей, набалдашников для тростей. И лишь в 1756 году, когда на производстве установили огромный горн для обжига, оно заработало во всю мощь.

С приходом к власти Екатерины II мануфактуру переименовали в «Императорский фарфоровый завод». Окончание восемнадцатого столетия стало золотым веком ИФЗ, поскольку именно тогда он был признан лучшим в Европе. Подлинными жемчужинами того периода стали знаменитые на весь мир фарфоровые ансамбли «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский». Они насчитывали до тысячи предметов и включали не только посуду для сервировки, но и великолепные скульптурные композиции.

При правлении Александра I в. коллекции ИФЗ появился «Гурьевский» сервиз и знаменитые военные тарелки. При Николае I выпускали фарфоровые букеты, до сих пор поражающие реалистичностью каждого лепестка, при нём же открылся музей ИФЗ, где экспонировались фарфоровые шедевры из хранилищ Зимнего дворца. Во времена Александра II музей получил дальнейшее развитие, а при Александре III все заказные, парадные и эксклюзивные изделия начали выпускать в двух экземплярах, один — для музея, второй — для двора.

ИФЗ Легендарный «Гурьевский» сервиз

В 1918 году завод национализировали, и вся его дальнейшая деятельность была подчинена государственной идеологии. В 1924 году предприятие переименовали в «Ленинградский фарфоровый завод» (ЛФЗ). Однако художники того периода бережно сохраняли традиции старой школы, перерабатывая их под запросы нового времени. Удивительно, но завод пережил блокаду Ленинграда, послевоенное восстановление, всю неспокойную вторую половину двадцатого века вместе с перестройкой и лихими девяностыми. В 2005 году ему вернули историческое название — «Императорский фарфоровый завод».

Всеобщими усилиями удалось возродить императорский фарфор в первозданном виде. Во многом благодаря этому изделия ЛФЗ до сих пор являются эталоном высочайшего качества и искусного мастерства. Особую гордость вызывает то, что при мощном развитии технологий роспись фарфора до сих пор осуществляется вручную.

Столовые сервизы ИФЗ

Секреты производства сегодня

В это сложно поверить, но современные изделия ИФЗ создают по технологии, уходяющей корнями в восемнадцатый век. В основе оригинальной рецептуры всего три ингредиента: каолин, то есть белая глина, кварц и полевой шпат. За все это время рецепт претерпел только несущественные изменения и успешно был адаптирован под современное производство.

Впрочем, в советское время инженеры ЛФЗ все же пытались усовершенствовать технологию и наладили производство костяного фарфора. От обычного он отличается повышенной белизной и тончайшими как яичная скорлупа стенками. Секрет состава заключается в том, что к основной массе добавляется зола костей крупного рогатого скота. Отсюда, собственно, и возникло название «костяной».

В самом упрощенном виде производство фарфора на ИФЗ сегодня выглядит так. Жидкую фарфоровую массу разливают по гипсовым формам, а когда она застывает, отправляют в цех обжига. К слову, общая длина двух самых крупных печей составляет 50 метров. Заготовки обжигают многократно, а температура может достигать более 1 400 °C. При этом некоторые изделия не вынимают из печи на протяжении нескольких суток.

Чайные и кофейные сервизы ИФЗ

Далее за дело берутся художники ИФЗ и выполняют подглазурную роспись по обожженным заготовкам. Она делается как механически, так и вручную, а иногда и смешанным методом. После этого изделия вновь подвергают обжигу, но уже при температурах до 1 300 °С… 1 400 °С. Только тогда нанесенный узор приобретает истинный оттенок. А еще на поверхности проступают тончайшие нюансы изображения в приглушенной палитре с очень глубокими оттенками.

В финале наносят рисунок надглазурными красками, и изделия обжигают при 700 °С… 860 °С. На этом этапе делают более яркие изображения и прорисовывают отдельные детали. Как правило, здесь применяется только ручная роспись, в частности, изделия декорируют настоящим золотом. Очень часто художники комбинируют насыщенный подглазурный кобальт с сочными надглазурными красками и сверкающей позолотой. Это один из приемов, создающий неповторимый и легко узнаваемый стиль изделий ЛФЗ.

Чайные и кофейные пары ИФЗ

Самое время перейти к лучшим современным фарфоровым коллекциям ИФЗ. Они воплотили в себе главные традиции производства, уникальное художественное своеобразие и свежий современный взгляд.

Столовый сервиз «Лидия»

ИФЗ Столовый сервиз «Лидия» из костяного фарфора на 6 персон

Элегантный белоснежный фарфор с утонченным золотым декором — неувядающая классика, восхищающая гармоничностью и изящностью. Имя «Лидия», взятое для названия коллекции, имеет древнегреческое происхождение и традиционно ассоциируется с красотой и благородством. Все изделия изготовлены из непревзойденного костяного фарфора, невероятно тонкого, воздушного, практически невесомого. Лаконичный узор выполнен порошковым золотом с виртуозной проработкой мельчайших деталей агатовым карандашом. Роспись сделана вручную художницей ИФЗ Ниной Троицкой. Особая форма предметов, получившее название «Юлиана», отличается вытянутыми силуэтами с плавными выверенными изгибами. Все это придает коллекции поистине роскошный королевский вид и позволяет подчеркнуть высокий статус своего владельца.

Чайный сервиз «Саламандра Грей»

ИФЗ Чайный сервиз «Саламандра Грей» из костяного фарфора на 6 персон

Чайный сервиз «Саламандра Грей» тоже получил свое название не просто так. Диковинная серая амфибия фигурирует во множестве мифов, легенд и алхимических трактатов и неизменно связана с огненной стихией. Подобно ей, подлинный фарфор рождается и обретает неповторимый облик в раскаленном горниле. О сходстве с загадочным существом красноречиво говорит искусный орнамент в благородном сером цвете, мягко переливающийся перламутром. Художница ИФЗ Светлана Козлобродова позаимствовала его у пластичных рептилий с их чешуйчатой и завораживающей узором кожей. Для декора применялась надглазурная деколь (переводная картинка керамическими красками) и ручная роспись золотом. Форма «Весенняя» за счет округлых плавных форм придает изделиям ощущение легкости и воздушности.

Чайная пара «Кобальтовая сетка»

ИФЗ Чайная пара «Кобальтовая сетка» из костяного фарфора

Кобальтовая сетка — уникальный узор, придуманный в годы Великой Отечественной войны на ЛФЗ художницей Анной Яцкевич. Эта роспись превратилась в один из символов блокадного Ленинграда, а в 1958 году была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Она дошла до наших дней практически в неизменном виде и стала визитной карточкой завода. В 2016 году роспись была официально признана одним из символов культурного наследия России. Сегодня лаконичный геометрический узор можно видеть и на этой элегантной чайной паре из тонкостенного костяного фарфора. Чашка в форме «Юлия» отличается необычной изогнутой ручкой, а блюдце — широкой каймой. Фирменная «сеточка» глубокого синего цвета, дополненная ручной росписью золотом, придает чайной паре драгоценный вид.

Набор из двух фарфоровых форм для запекания

ИФЗ Набор из двух фарфоровых квадратных форм «Календа» для запекания

Коллекция «Календа», вдохновлённая рождественской эстетикой, соединяет традиции с актуальной визуальной подачей. Художница Юлия Чистякова, придумавшая оригинальный узор, вдохновлялась работами одного из ведущих живописцев по фарфору ИФЗ девятнадцатого века Федора Красовского. Вместе с тем, рисунок умело стилизован под рождественский венок с сочными ягодами, раскрывшимися шишками и хвойными веточками. Насыщенный королевский алый перекликается с нарядными лентами и праздничной тематикой. Красочный орнамент выполнен по особой технологии с использованием рельефной краски. Функциональные фарфоровые формы с крышками идеально подойдут для запекания ваших любимых блюд. А еще они созданы для эффектной подачи и органично впишутся в любую сервировку.

Набор из 6-ти фарфоровых стопок Elegant

ИФЗ Подарочный набор из шести фарфоровых стопок Elegant

Набор фарфоровых стопок Elegant признан одним из самых оригинальных и необычных творений современных мастеров ИФЗ. Каждая стопка имеет уникальный авторский декор. Придумала и воплотила разные его вариации в жизнь художница завода Любовь Цветкова. Она сумела невероятным образом переплести между собой строгий готический орнамент и оптическую иллюзию, на которую хочется смотреть не отрываясь. Для выполнения рисунков применялась традиционная надглазурная деколь и отводка золотом. Кстати, форма стопок «Сувенирная» со слегка наклонными гранями была придумана еще в семидесятые годы прошлого века. Такой фарфоровый набор станет незабываемым подарком, который будут хранить с теплыми чувствами долгие годы.

Уникальную посуду для решения любой кулинарной задачи можно заказать в интернет-магазине Posudamart или прийти, подержать в руках, и лично проверить качество в нашем магазине в центре Москвы, в ТЦ Никольский пассаж.

©Posudamart, 2025

Что еще почитать:

Получайте выгодные предложения первыми!